X

Форма обратной связи

Оставьте свои данные, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время, указанным Вами способом:

Поля отмеченные *, обязательны для заполнения.
Спасибо, Ваш запрос получен! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Ваши контактные данные в безопасности! Они не будут переданы третьим лицам.
X

Онлайн-консультация

Оплатите онлайнконсультацию и получите доступ к нашему чату для

Стоимость услуги:

Подключить

Темы статей

рынок оценка недвижимость госдума кадстоимость налог земля цена кадастр госзакупки новации процесс система заказчик деньги инженер сро зарплата услуги разработка гис проект исогд бти территория имущество карта градостроительство участок генплан техусловия съемка обучение работа материал картография программа данные информация вопрос ответ реформа перепланировка техпаспорт градкодекс статья техплан кадпаспорт компания застройка сзз экспертиза пзз егрп состояние квартира дом риэлтор кодекс документ организация госконтракт законодательство многоквартирный документы объект договор регистрация магазин паспорт администрация учет кредит ставка банк застройщик жилье долевик площадь город кооператив дорога суд государственные экономика госуслуги область нежилое здание жилое требования кадастровый зона земельный правила киоск продажа помещение собственник жилищный право машиноместо покупка закон палата акт геодезист землеустроитель чиновник изыскатель оценщик юрист строитель офис крым аэрофотосъемка изыскания бпла землеустройство мониторинг межевание власть аппарат камера датчик тахеометр топография коптер квадракоптер топосъемка фонд ситуационный план схема расположение видео население заявление градостроительное яндекс гугл оптимизация работ оформление услуг задача клиент практика бизнес сервис сайт метод дистанционный градплан зонирование инвентаризация зданий программные средства муниципальный контроль госземконтроль госзакупок ввод объекта управления движением aecom транспортный коллапс органов местного самоуправление внебюджетные источники финансирования затраты выбор земельного участка использование спор новый изменение обновление электронная спутниковая архив топографических съемок электронный перераспределение земельных участков снятие охранная газопровод географический центр одинцовский район неделя прав долевиков регпалата семья права собственности информационная росреестр долевое индивидуальный жилой сооружение срочность ускорение реестр геодезия

Об изменениях градостроительного законодательства



parizh_1810
Предлагаем вашему вниманию статью о внесении предложений по корректировке Градостроительного кодекса РФ. Мы приводим наши соображения и критику. Градостроительный кодекс после рождения уже получил много изменений. Жизнь идет, многое меняется.

Общий взгляд наш на данный документ — позитивный. Главным недостатком его мы считаем обилие норм, которые на практике так за 7 лет и не заработали и не прижились. Следует учесть, что полностью централизованная, иерархичная эшелонированная структура управления государством в явном виде в нынешнее время является атавизмом. Она была актуальной в предыдущие эпохи и перестала удовлетворять нуждам экономики в конце 20 века. Следующим шагом к организации систем управления стало внедрение сетевых и процессных подходов к управлению сложными структурами. Симбиоз иерархии и сетевых методов является пропуском в будущее. Не будем забывать о продолжающемся кризисе, который существенно влияет на планы руководства страны и регионов. В первую очередь на бюджетную составляющую. Градкодекс образца 2005 года даже с прошедшими изменениями — это идеальная модель. Данный термин был распостранен в американской науке о теории управления. Его можно встретить в работах Акоффа и Эммери. О целеустремленных системах. Но их теория относится к прикладным областям математики и в лекционных и семинарских занятиях, а также в литературе выпущенной в переводах в 1980-х в СССР. В их научно-популярных публикациях(в том числе и переведенных на русский язык) на этом делается акцент. Идеальная модель потому и называется таковой, что виртуальна.

ГрК РФ для момента своего появления был документов достаточно реформистским и был призван упорядочить сложившиеся отношения. Отношения, которые существовали в реальности. Часто сложившиеся стихийно. Этот кодекс имел столько нового, что осмыслить, понять его и применять на деле было делом не совсем простым. По традиции, хотя кодекс и написан языком вполне техническим, некоторые позиции имели толковательное свойство. Рассмотрим подробнее:

1) Кодексом предусмотрено поуровневое планирование развития территорий. РФ-субъект федерации-муниципальный район(городской округ)-поселение. При этом законодатель предполагал, что планирование идет сверху вниз. Каждый нижний уровень исходные данные и рамки планирования получает от верхнего уровня. Даже от уровней(от всех верхних). Для того, чтоб их оттуда получать они там должны быть. В однозначном, понятном, актуальном и неизменном на период разработки виде. То есть в идеале СТП РФ должна быть разработана и принята, затем СТП субъекта, затем района(округа), затем поселение. Учитывая, что разработка документа каждого уровня занимает не менее 1 года поселение может приступить к своему генплану через 4 года(не раньше) после начала разработки СТП РФ. Примем во внимание, что территории развиваются, остановить этот процесс невозможно без краха экономики страны, документы по планировке территорий априори не могут быть статичны-они «дышат» и изменяются. Также, не будем забывать, что в разработке документов по терпланированию используются данные десятков и сотен организаций, а информационный обмен пока еще ведется в бумажном виде. В условиях такого «управляемого хаоса» которым является современная экономика и ее частное приложение застройка и использование территорий любой статичный документ всегда будет устаревать еще на стадии разработки. В связи с тем что взаимодействие крупных структур и мелких при их большом количестве описывается в математике достаточно сложными уравнениями, любая попытка упорядочить этот процес имеет естественные границы. Кадровый вопрос в данном контексте отходит на второй план.

Одним из решений этого технологического вопроса явится внедрение ИСОГД, структурированной поуровенно. Системы аналогичной системе АИС ГКН(кадастр). С открытым доступом или ограниченным для разных видов пользователей. Дабы информация могла вноситься в систему уполномоченными администраторами разных уровней, а пользователи бесплатно или за соразмерную плату могли получать данные в бумажном и электронном виде. В этом случае процесс обмена данными будет в значительной мере автоматизирован и роботизирован. Влияние человеческого фактора практически исключено, а бюрократии станет меньше. Разумная организация на базе современных сетевых технологий. Введение единого федерального стандарта данных(о стандартизации ниже) ИСОГД позволит исключить местечковые эксперименты.

2) Кодексом предусмотрена процедура согласования документов в различных службах и органах. Утверждение генпланов поселений и городских округов проводится субъектом федерации. В силу причин, изложенных выше, эта процедура может продолжаться вечно. Что мы и наблюдаем. Также, напомним крылатое выражение одного из первых лиц государства о народной забаве-«согласованиях». Это явление, несмотря на его распостраненность является абсолютным вредом с точки зрения системного и результативного подхода, поскольку вводит в структуру процесса принятия решений человеческий фактор. На ум приходит коррупционность этого самого человеческого фактора. Юридически согласование ведет структура(организация, ведомство, учреждение), но фактически это люди, действующие в некоторых рамках(рамках закона). Поскольку всего не отрегулируешь-это невозможно, для исключения вредного(тормозящего и коррупционного) влияния человеческого фактора следует исключить принудительно сам согласовательный подход, убрав необходимость согласований. Порой возникают парадоксальные случаи, когда фактическая ситуация входит в противоречие с плановыми показателями верхнего уровня. Отчасти это плод стихийного роста рынка недвижимости, отчасти недостатками планирования. Сносить микрорайоны построенные с разрешением уже врядли будут. Этим можно быть недовольным, но придется мириться.

Убрать необходимость согласований можно исключением требований законодательства о согласовании. Законодатель предполагает, что разработчик документа получает все необходимые исходные данные на определенный момент времени и с ними работает. Если некто имеет пожелания изменить вводные данные он обязан предоставить их разработчику или заказчику разработки генплана, взяв на себя все расходы, связанные с пересчетом и переделкой материалов. Также может быть предусмотрена ответственность за неучет в работе полученных данных(рамок для разработки).

Второй аспект это позволение поселениям утверждать свои генпланы в том виде в каком они считают нужным на момент разработки. Иначе генпланы будут иметь отделенное отношение к реальности(будут виртуальными) или их не будет никогда. Ответственность за утверждение возложить на поселения, вплоть до персональной административной и уголовной. Уход от ответственности согласованием будет искдючен, ввиду отсутствия самой возможности согласования.

Упростить порядок внесения изменений. Тогда любые неточности или ошибки или новые концепции верхнего уровня могут быть оперативно включены в генплан.

Отказаться от генплана, как жесткой структуры. Генплан гибкий документ.

3) Исторически сложилось так, что планированием территорий занимались крупные отраслевые институты. Они обладали статусом, кадрами, информационными ресурсами. Необходимость разработки огромного количества материалов загрузила их работой на поколения вперед. Резко увеличивать штат они не в состоянии. Да и подходы их к работе далеки от рыночного взаимодействия по принципу все для заказчика. По факту бывает и наоборот. И это безальтернативно. Небольшое количество частных организаций способны и хотят выполнять эту работу, но на их пути стоит объективное препятствие в виде закона о госзакупках.

Ускорить процессы разработки генпланов позволит введение упрощенного порядка выбора подрядчика для разработки генплана. Такой особый порядок мог бы быть введен в закон о госзакупках.

4) Рыночная среда проповедует индивидуальность. Это мы наблюдаем и в строительстве. Вместе с тем унификация и стандартизация позволяют решить огромный пласт задач. В градостроительном кодексе декларируется преимущество унификации и стандартизации лишь в части непрохождения государственной экспертизы для объектов, по которым есть аналогия в аналогичных условиях. На наш взгляд введение государственного стандарта на определенный тип административных, жилых, складских и др. зданий процедура получения разрешения по которым упрощена даст новый толчок строительному комплексу.

Ввести кодексом государственный стандарт на определенные типы зданий и сооружений. Стандарт может быть гибким. ИРД по ним будет типовым(за исключением изыскательской части). Разрешение и ввод по ним будут по упрощенной схеме. Таким образом будет создан непринудительный экономический механизм ориентации застройщиков на стандартизированные виды объектов.

5) Не секрет, что все застройщики и девелоперы при создании объектов рисуют планы графики. Вообще графическая форма отображения информации беолее понятна и наглядна. Это особенность человеческого восприятия. Огромным шагом в нормотворчестве станет отображение регламентов и процедур в графическом наглядном виде. Таким образом по ряду вопросов мы уйдем от толковательного свойства норм.

Изложить процедуры и регламенты в графическом виде приложением к градостроительному кодексу. Если процедуру можно нарисовать-истолковать ее многозначно не выйдет.

6) Градостроительный кодекс содержит массу норм, необходимых к исполнению, но не содержащих ответственности за неисполнение. Таким образом исчезает императивность нормы. Норма требующая исполнения обязана содержать и механизмы к принуждению исполнения. Отсюда заваленность судов спорами. В этих спорах судьи путаются, поскольку для их разрешения нужно быть сведущим в огромном количестве инженерных и технических вопросов. Для принятия решения привлекаются эксперты, квалификация которых сама по себе является спорным вопросом и опять вводит с систему принятия решений человеческий фактор(см выше).

Ввести в кодекс позиции по ответственности с внесением изменений в КОАП и УК

7) На сегодняшний день существует масса способов построить объект и легитимизировать(зарегистриовать право на него) без единого документа, а том числе и без разрешения. В качестве примера-многоквартирная застройка на дачных и ИЖСных участках. Аналогичны случаи деловой застройки и тп. И органы местного самоуправления вынуждены вести позиционные бои с застройщиками, находясь в заведомо выигрышных условиях. Этот вопрос может быть решен очень просто.

Ввести кодексом строгую неоходимость строительства только при наличии разрешения на строительство. В противном случае объект априори должен быть ликвидирован(снесен). Тогда акцент в судопроизводстве будет смещен с необходимости администрацией доказывать несответствие объекта нормам(при полной правоте застройщика к необходимости застройщику доказывать нужность и полезность данного объекта.

8) Градостроительным кодексом предполагается, что вопрос изменения вида разрешенного использования земельных участков отпадет при наичии генплана и ПЗЗ. Вместе с тем налицо наличие утвержденных генпланов всего лишь в 30% муниципальных образований на территории страны. И изменение вида разрешенного использования проводится по нормам закона о введении в действие ГрК РФ. Статья, касающаясь процедуры написана столь витиевато(в формулировках русского языка), что возникает вопрос: при изменении вида на другой предусматривающий жилищное строительство не нужны публичные слушания или решение принимается не главой поселения(округа). На эту тему была полемика около 4 лет назад и мнения разошлись диаметрально. Официальных разъяснений не было. Разъясняли местные прокуроры. Другой вопрос о сомой необходимости публичных слушаний. С одной стороны это участие населения в делах местного самоуправления, с другой это прямое указание на сомнения в легитимности избранной тем же народом власти. Что же касается практики, то народ против всегда. Против всего нового, что беспокоит их. Тут же возникает вопрос чей голос считать? Приезжих дачников, прописанных(зарегистрированных) или собственников и владельцев или может быть предпринимателей. Или жителей, работающих в москве, а пользующихся благами областной инфраструктуры.

Целесообразно, на наш взгляд переформулировать процедуру изменения вида пользования участка на период до принятия генплана и ПЗЗ. Или(см выше) изложить ее графически в виде схемы-алгоритма.

Исключить публичные слушания из процедур принятия решений. Народ свое благоволение решениям власти выражает на выборах. Иначе мы сталкиваемся с неконструктивным эмоциональным поведением граждан. По сути ни на одном слушании не говорится о деле. Только об общих проблемах. Альтернативный вариант передать полномочия слушаний местным советам депутатов или представителям общественных палат.

9) ПЗЗ являются документом следующего уровня за генпланом поселения. В отсутствие генплана их допускается принимать на часть территории. Практически ряд поселений исключает из ПЗЗ лесные земли и принимает свои ПЗЗ. Это ухищрение, на которое идут в силу необходимости. Еще один момент, что отсутствует стандарт ПЗЗ. Государственный федеральный стандарт. В результате из документа в документ кочует образец писанный для кого-то, где рассматриваются вопросы предоставления земельных участков, который вообще лежит вне плоскости градостроительного законодательства.

Ввести кодексом стандарт ПЗЗ. Перечень вопросов. Разрешить поселениям принимать ПЗЗ в отсутствие генплана. Не на часть, а на полную территорию. Упростить порядок внесения изменений.

10) Документом следующего уровня планировки территории после генплана является проект планировки. Документ объемный,»толстый» и дорогостоящий(по факту). По замыслу законодателя местная власть все конкретно планирует и решает и сама делает эти проекты планировки. По факту местная власть смотрит на пожелания застройщиков и бизнеса на территории. И их же озадачивает финансированием разработки проектов планировки. На деле есть огромный пласт мелких застройщиков, которые размышляют и принимают решения, только в границах принадлежащих им участков. И в результате получается, что владелец магазина в 200 кв.м. площади с участком в 800 кв.м. должен при реконструкции его разрабатывать. Это связано с неразумными затратами. Это скверно влияет на малый бизнес.

Ввести в кодекс нормы по подготовке более простых документов(не проект планировки) для мелких объектов

11) Формирование ИСОГД возложено на муниципальные районы(городские округа). Федерального стандарта ИСОГД нет. Это вакуум, благодаря которому на местах разрабатываются свои системы. Бюджеты осваиваются. Функциональность этих систем, их доступность, актуальность, статус данных не регламентирован. Получается, что ценность ИСОГД понимают все-информационное общество, но как эту благую идею использовать ко всеобщему благу вопрос.

Ввести федеральный стандарт ИСОГД, а лучше единую федеральную ИСОГД по аналогии с АИС ГКН(та проще). Прописав процедуры внесения данных в ИСОГД, ответственность за ошибки, ответственность за недобросовестное использование данных. Архитекторов и инженеров уполномочить получать и подавать данные в ИСОГД(по аналогии с кадастровыми инженерами). Загрузить в ИСОГД данные об инженерных сетях. Виду возможной секретности данных(или ДСП) ограничить доступ для открытого пользования.

12) Современный подход к открытости власти. Реальной открытости, которая будет иметь огромное пиарное значение. Этого пока нет на уровне местного самоуправления. Все сайты носят формальный характер. Современное сетевое общество ожидает других стандартов. Поколение, которое будет жить и действовать через 10 лет уже родилось с интеренетом. Мы планируем развитие территорий как минимум до 2025 года. Это как раз их время. Стандарты и нормы нам стоит разрабатывать на 40-60 лет вперед.

Сделать обязательной публикацию информации о градостроительных решениях в сети Интернет. Сделать обязательным не публичные слушания, а обсуждение в сети. Газет уже никто не читает, а через 10 лет их вообще не будет.

Ввести в кодекс стратегическое планирование на еще более длительные периоды 20-50 лет. Это даст грядущим поколениям градострроителей некоторый стержень-понимание незыблемости пинципов и преемственность.

13) В современном обществе дистанционное общение посредством электронных сервисов уже заняло свою главенствующую нишу. Дистанционная электронная переписка экономит время. Наше с вами время.

Ввести в градостроительном кодексе обязательность подготовки обращений и материалов в электронной форме. С преимуществом их по отношению к бумажным документам. Этим мы сэкономим кучу бумаги. Времени всех участников процесса. Внедрить обязательность дистанционных онлайн конференций(передвижение по Москве стало трудным). Приравнять переписку бумажную к электронной с постпенным переходом к полностью дистанционным методам. Этим мы снизим влияние человеческого фактора на процесс принятия решений(опоздал, плохо себя чувствует и тп).

14) Тема инженерных изысканий для строительства достаточно плотно отражена в кодексе. Неопределенным остается момент передачи результатов изысканий в единый реестр. Исторически сдавали в облстной и районный архив. Сдача обременена платами. Наличием ГУПов и МУПов. Очередями и претензиями принимальщиков(приемные дни и тп.). Чтоб убрать человеческий фактор должен быть простой и понятный стандарт. И федеральная ИСОГД. Которая, в том числе будет содержать сведения в электронном виде о результатах изысканий.

Ввести в кодексе обязательность передачи результатов изысканий в федеральную ИСОГД(и больше никуда). Прописать стандарты результатов изысканий и формат передачи данных в ИСОГД.

15) Градостроительный кодекс и закон о кадастре вывели из понятия ОКСов инженерные сети.С одной стороны это правильно, поскольку их перемещение возможно без нарушения функционала. С другой, застройщики хотят иметь их в собстсвенности, и готовы платить за них налог.

Ввести данный тип объектов в состав ОКСов с внесением дополнений в закон о кадастре.

16) Полный хаос с картографированием местностей. В СССР эти работы велись с определенной периодичностью.Сейчас не ведутся никак. Понятно, что открытые источники картографических данных типа Гугла и Яндекса дают видение территорий, но это реусрсы на которые влияние ОМСУ да и субъектов федерации отсутствует. Это полностью частные ресурсы. Их точность и содержание не могут соответствовать требованиям к картографическим материалам. А карты есть база для управления.

Ввести кодексом обязательность актуализации карт с периодичностью 1-3-5 лет. Для актуализации могут быть использованы данные изысканий из ИСОГД или иные ресурсы.

17) Вопрос контроля и надзора передан органам субъекта федерации. Из перечня поднадзорных им объектов выпадает огромное количество строек. А работать с нарушениями приходится местным администрациям.

Ввести понятие муниципального градостроительного контроля с приданием полномочий(в том числе репрессивных-штрафы, запреты и тп).

В связи с тем, что прежложения, изложенные нами носят откровенно прогрессивный и реформистский характер, для отработки приведенных технологий и идей мы предлагаем начать их внедрение с пилотного региона. Им может стать Московская область. Сложнее чем тут нигде быть не может. Поэтому все аспекты новых норм могут быть отработаны. Процедурные вопросы с полным хронометражем. Политические вопросы покажут комплексно оппортунистические движения.

comments powered by HyperComments
Читать все статьи

Темы статей

рынок оценка недвижимость госдума кадстоимость налог земля цена кадастр госзакупки новации процесс система заказчик деньги инженер сро зарплата услуги разработка гис проект исогд бти территория имущество карта градостроительство участок генплан техусловия съемка обучение работа материал картография программа данные информация вопрос ответ реформа перепланировка техпаспорт градкодекс статья техплан кадпаспорт компания застройка сзз экспертиза пзз егрп состояние квартира дом риэлтор кодекс документ организация госконтракт законодательство многоквартирный документы объект договор регистрация магазин паспорт администрация учет кредит ставка банк застройщик жилье долевик площадь город кооператив дорога суд государственные экономика госуслуги область нежилое здание жилое требования кадастровый зона земельный правила киоск продажа помещение собственник жилищный право машиноместо покупка закон палата акт геодезист землеустроитель чиновник изыскатель оценщик юрист строитель офис крым аэрофотосъемка изыскания бпла землеустройство мониторинг межевание власть аппарат камера датчик тахеометр топография коптер квадракоптер топосъемка фонд ситуационный план схема расположение видео население заявление градостроительное яндекс гугл оптимизация работ оформление услуг задача клиент практика бизнес сервис сайт метод дистанционный градплан зонирование инвентаризация зданий программные средства муниципальный контроль госземконтроль госзакупок ввод объекта управления движением aecom транспортный коллапс органов местного самоуправление внебюджетные источники финансирования затраты выбор земельного участка использование спор новый изменение обновление электронная спутниковая архив топографических съемок электронный перераспределение земельных участков снятие охранная газопровод географический центр одинцовский район неделя прав долевиков регпалата семья права собственности информационная росреестр долевое индивидуальный жилой сооружение срочность ускорение реестр геодезия